Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Novichek2007

Управление вертолетом

Recommended Posts

Novichek2007

Полетал на вертолетах MSFX. Возникли вопросы.

1. Уж очень капризно они себя ведут... В сравнении с самолетом - он потому и самолет, что сам летит - эти похоже только хорошо сами либо падаю, либо карусель в небе устраивают. И, на мой взгляд, слишком резво реагируют на любое самое незначительное отклонение джойстика. По моему, если бы так было в реале, то полет на вертушки был бы просто безумием. Может что в настройках под вертушки менять надо?

2. Триммеры есть у вертолетов или нет? Если нет, то как же снимать нагрузку с РУ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
koshak

я четыре года летал на клавиатуре, полет на вертолете был экстримом для меня, практически не реально было летать, после покупки джойстика летаю, и никаких проблем не испытываю, точно так же как на самолете., очень легко и просто..., может это после клавы (натренировался).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Fishbed
Полетал на вертолетах MSFX. Возникли вопросы.

1. Уж очень капризно они себя ведут... В сравнении с самолетом - он потому и самолет, что сам летит - эти похоже только хорошо сами либо падаю, либо карусель в небе устраивают. И, на мой взгляд, слишком резво реагируют на любое самое незначительное отклонение джойстика. По моему, если бы так было в реале, то полет на вертушки был бы просто безумием. Может что в настройках под вертушки менять надо?

2. Триммеры есть у вертолетов или нет? Если нет, то как же снимать нагрузку с РУ?

 

1. В реале вертолеты себя ведут так же. Спокойно вертолет себя ведет только на скорости - тут управление не отличается от управления самолетом, а вот чем скорость меньше, тем более чутким вертолет становится к отклонению ручки и педалей. В отличии от самолета на вертолете педалями надо шуровать постоянно, особенно на малых скоростях. Причем шуровать надо нерезко и небыстро, а то раскачаешь его, развороты на малых скоростях, выполняются на 3\4 с помощью педалей. Так что такое "капризное" поведение вертолета в симе в принципе соответствует реальности.

2. На 8-ке по-моему есть что-то вроде триммера, то бишь триммерного эффекта, т.к. управление вертолетом гидравлическое и на ручку стоят пружинные загружатели.

 

з.ы. по поводу п.2 могу ошибаться, пусть вертолетчики поправят, если я не прав.

По п.1 ощущения в управлении и некоторые навыки пилотирования вертолета взяты с тренажера МИ-17 ( на МАКС-2005 ) + небольшие уроки в пилотировании вертолета от пилота МИ-26 там же на МАКСе, на том же тренажере.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4eburator

У меня есть модель вертолёта на радиоуправлении.

Так он тоже не хочет висеть на одном месте и лететь куда надо. Всё время норовит куда-то повернуться или в сторону дёрнуться.

Наклоняешь вперёд, чтобы вперёд лететь -- теряет высоту, надо оборотов поддать, после этого хочешь зависнуть-- начинает взмывать.

Всё время миллиметровыми движениями его подправляешь.

 

Так что это не особенность FSX, это особенность вертолётов.

Если самолёты (большинство) устойчивы, то есть самолёт сам стремится занять стабильное положение после прекращения возмущающих воздействий, то вертолёты, скорее, наоборот -- чуть зазевался и усё :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
tserg

Ну вот скажите пожалуйста, ведь даже для радиоуправляемых моделей вертолетов продаются гироскопические стабилизаторы. Неужели в настоящем вертолете нет никаких систем автоматической стабилизации, и он вертится как проститутка?

Share this post


Link to post
Share on other sites
4eburator
Ну вот скажите пожалуйста, ведь даже для радиоуправляемых моделей вертолетов продаются гироскопические стабилзары. Неужели в настоящем вертолете нет никаких систем автоматической стабилизации, и он вертится как проститутка?

Атопилоты у них есть. Что-то вроде совмещённого управления, лётчик двинул ручку циклического шага вперёд, и автопилот держит вертолёт как положено, и автоматы для висения вроде есть. Но это и на самолётах такие навороты есть, сравни А320 и Пайпер какой-нибудь.

 

На навороченном вертолёте всё что угодно может быть, а вот на каком-нибудь R-44 придётся попотеть :)

 

Смысл в том, что если не принимать во внимание всякие стабилизаторы и автопилоты, то простой самолёт типа По-2, где только ручка с педалями, соединённые напрямую с поверхностями управления, будет лететь сам по себе.

 

А вот для простого вертолёта уже надо примитивную автоматику придумывать, типа добавления газа при увеличении шага. И на вертолёте безо всяких автопилотов летать совсем не просто. Сикорский свои первые вертолёты сам испытывал, потому что никто на них летать не мог, кроме него :(

Share this post


Link to post
Share on other sites
Alex Wing

Во первых, для нормального пилотажа на ветолете надо выставить в настройках джойстика, в самом симе, чувствительность на макс, и убрать все мертвые зоны. Тогда вертушка не будет резво отклонятся при отклонениях джойстика. Т.е. можно будет ручками делать милимитровын движения, что бы удержать вертушку на месте.

Это первое. Второе- начинать учиться надо с настроек реализма на середине, апотом уже, когда будет уверенное управление этим агрегатом, можно переходить на хардкор.

И джойстик желательно с отдельным РУДом. Так гораздо удобней регулировать высоту висения.

Ну и конечно же джой должен быть с педалями. Хотя бы твист на основной ручке, или качалка на РУД.

Иначе, извинете, ни как.

Автопилоты, т.е. авто висение/удержание курса- все это есть для сима. Ищите здесь. Есть платные вертушки (UH-60 seahowk) с уже "интегрированым автовисением". Но проще реализму прибрать и понять как эта штука работает (это самое главное). Научиться двигать обоими руками и ногами быстрее, чем об этом подумаешь, и зависания на вертолете станут "вкайф" :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Freddie
Атопилоты у них есть. Что-то вроде совмещённого управления, лётчик двинул ручку циклического шага вперёд, и автопилот держит вертолёт как положено, и автоматы для висения вроде есть. Но это и на самолётах такие навороты есть, сравни А320 и Пайпер какой-нибудь.

Управление через автопилот сделано например на Ми-8. А автоматы зависания сейчас ставят даже на крошечные Швайцеры. :)

 

Основное, что нужно сделать в симуляторе для полета на вертолетах - никогда не ставить настройках реализма движок "General" ("Общий") до упора вправо. Так на hovercontrol рекомендуют люди, летающие на вертолетах в реальности. Все остальные движки можно ставить на максимум, но General - хотя бы на 1 щелчок от крайнего положения. Чем правее стоит движок, тем более отзывчивым на органы управления будет вертолет. Как говорят, дефолтный Белл 206 больше похож на реальный, если двжиок стоит на 2/3-3/4.

 

Другой вариант - летать на вертолетах в FSX. Там они, по моему, более чем адекватны даже при полном реализме.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Novichek2007

Так а что все таки со снятием нагрузки с ручки управления? Не поверю, что в реальном вертолете, например при горизонтальном полете, пилот все время (набычившись, навалившись, напрягшись... и т.д.) держит ее вперед.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ilya1502
Так а что все таки со снятием нагрузки с ручки управления? Не поверю, что в реальном вертолете, например при горизонтальном полете, пилот все время (набычившись, навалившись, напрягшись... и т.д.) держит ее вперед.

Триммеры есть практически на всех реальных вертолетах.

 

В симуляторе на R-22 установлен триммер поперечного канала управления (то есть по крену). Это такая кругленькая рукоятка на панели приборов контроля двигателя, над которой написано "Pull RT Trim".

 

Триммер продольного канала (по тангажу) реализовать можно разными способами.

 

1. Один из методов предлагается в документации к FSUIPC. Я его не пробовал, не могу подробностей сказать, но, вроде бы, какие-то несложные манипуляции с INI-файлом нужны.

 

2. Если джойстик у Вас с обратной связью, то воспользуйтесь программой FSForce: www.fs-force.com Заодно получите и правильный триммер для самолетов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mitch
1. В реале вертолеты себя ведут так же. Спокойно вертолет себя ведет только на скорости - тут управление не отличается от управления самолетом, а вот чем скорость меньше, тем более чутким вертолет становится к отклонению ручки и педалей. В отличии от самолета на вертолете педалями надо шуровать постоянно, особенно на малых скоростях. Причем шуровать надо нерезко и небыстро, а то раскачаешь его, развороты на малых скоростях, выполняются на 3\4 с помощью педалей. Так что такое "капризное" поведение вертолета в симе в принципе соответствует реальности.

 

Вертолёт реагирует на малейшее отклонение органов управления как на скорости так и на висении. А по поводу шурования педалями на малых скоростях скажу так, более энегричное шурование нужно при висении и перемещениях с боковым ветром, особенно если он порывистый. Развороты на висении выполняются на 360 градусов при ветре до 5 м/с и на 90 градусов при ветре свыше 5 м/с, так как ограничение по ветру на висении у Ми-8 справа и сзади не более 5 м/с. И работать ими нужно очень аккуратно. Полная перекладка педалей должна производиться за 3-4 секунды, при этом угловая скорость вращения не должна превышать 12 град/с.

 

 

У меня есть модель вертолёта на радиоуправлении.

Так он тоже не хочет висеть на одном месте и лететь куда надо. Всё время норовит куда-то повернуться или в сторону дёрнуться.

Наклоняешь вперёд, чтобы вперёд лететь -- теряет высоту, надо оборотов поддать, после этого хочешь зависнуть-- начинает взмывать.

Всё время миллиметровыми движениями его подправляешь.

 

А это аэродинамика вертолёта, точнее его несущего винта. Сила тяги винта разлагается на подъёмную, которая тянет вертолёт вверх и пропульсивную, которая смещает его в ту или иную сторону. То есть при даче ручки от себя идёт перераспределение сил, пропульсивная увеличивается, следовательно подъёмная уменьшается и вертолёт будет снижаться. Чтоб сохранить высоту естественно нужно увеличить шаг НВ. При торможении, пропульсивная уменьшается, следовательно подъёмная увеличивается, и чтоб не набирать высоту нужно уменьшить шаг. Следует учесть подобный нюанс при разворотах. При даче правой педали, для уравновешивания реактивного момента от НВ происходит перераспределение мощности подаваемой на НВ, её часть отдаётся на РВ, тяга НВ падает и вертолёт снижается, то есть нужно поддержать его шагом. При развороте влево, мощность от РВ передаётся на НВ, его тяга увеличивается и вертолёт набирает высоту, следовательно шаг нужно присбросить ровно на столько, чтоб вертолёт сохранял заданную высоту.

 

 

Если самолёты (большинство) устойчивы, то есть самолёт сам стремится занять стабильное положение после прекращения возмущающих воздействий, то вертолёты, скорее, наоборот -- чуть зазевался и усё :rolleyes:

 

Вертолёт сам по себе неустойчивый в аэродинамическом плане. Любое изменение режима полёта, будь то увеличение-уменьшение мощности двигателей, скорости полёта приводит к расбалансировке и следовательно к соответствующим действиям органами управления для балвнсировки на данном этапе полёта.

 

А вот для простого вертолёта уже надо примитивную автоматику придумывать, типа добавления газа при увеличении шага. И на вертолёте безо всяких автопилотов летать совсем не просто. Сикорский свои первые вертолёты сам испытывал, потому что никто на них летать не мог, кроме него :rolleyes:

 

Давно уже придумали :( Это на Ми-4 при увеличении шага НВ приходилось добавлять газку движку, чтоб сохранить обороты НВ постоянными и наоборот при уменьшении шага. А на современных вертолётах это всё делает автоматика :rolleyes:

И полёт с выключенным автопилотом не представляет никаких проблем пилоту со средним уровнем подготовки. При хорошей болтанке приходится отключать автопилот, так как в данных условиях он только мешает. В Якутии негласное правило, заход на посадку в конце рабочего дня только с выключенным автопилотом. Согласен, что управление с выкл. АП сложнее, но есть случаи когда РЛЭ требует отключения АП и экипаж должен быть к этому готов. У нас в училище курсанта не выпускали в самостоятельный полёт если он не умел летать с выкл. АП.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Volunteer

Миш, а ест РЛЭ Ми-8 в электронном виде?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mitch
Миш, а ест РЛЭ Ми-8 в электронном виде?

 

Есть, от компании "Авиа-Медиа" в PDF формате, но дорого стоит :rolleyes: Обещали из Тюмени привезти. У меня есть такое же, но для Ми-8МТВ-1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Volunteer
Миш, а ест РЛЭ Ми-8 в электронном виде?

 

Есть, от компании "Авиа-Медиа" в PDF формате, но дорого стоит :rolleyes: Обещали из Тюмени привезти. У меня есть такое же, но для Ми-8МТВ-1

 

Я имел ввиду, для любого вертолета восьмой (17) серии. Как я понял, динамика и прцедуры в модели не подходят ни к одной из них. А вот для ознакомления в самый раз.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Novichek2007

Я уже не раз слышал о правильном триммере самолета, просил пояснить что это значит на разных форумах, в т.ч. и здесь, но так никто и не ответил. И вот снова

2. Если джойстик у Вас с обратной связью, то воспользуйтесь программой FSForce: www.fs-force.com Заодно получите и правильный триммер для самолетов.

И хотя у меня джойстик без обратной связи, все же очень хочется разобраться, что это за правильный триммер.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ExtraPilot
И хотя у меня джойстик без обратной связи, все же очень хочется разобраться, что это за правильный триммер.

На английском читаем? Тогда вот тут ответ: http://www.fs-force.com/help2/trim_system.htm

 

Краткий перевод: в реальном самолете пилот отклоняет штурвал и накручивает триммер, для того чтобы постоянно не держать руками штурвал именно в заданном положении.

 

В симе если убрать руку с палки джойстика, обычного джойстика, то что с палкой произойдет? Правильно, она быстренько возвратится в нулевое положение. Как ты не крути триммер, палка джойстика все равно встанет на ноль, когда руку с нее уберешь. Естественно, это не соответствует реальности, где штурвал остается в неком заданном положении при триммировании.

 

Вот если поиметь джойстик с обратной связью и поставить модуль FS Force, то когда руку уберешь с палки джойстика, она останется в том положении, в котором ты ее стриммировал. Она не возвратится в нулевую позицию автоматически. Это и есть "правильный" триммер, т.е. триммер как в реальном самолете.

 

Так понятно?

Share this post


Link to post
Share on other sites
4eburator

Правильный триммер.

Забудем пока о всяких МЭТ, Fly-By-Wire и т.п.

 

Возьмём обычный самолёт (conventional plane). Сессну ту же самую, ну или По-2. Кстатти Б737 и Б747 тоже "обычные" самолёты.

 

Представим, что самолёт летит горизонтально и прямолинейно, скорость 100 узлов (Не придираться, что По-2 на такой скорости не летает, цифра с потолка, для примера). Отпускаем ручку/штурвал -- летит сам ровно (погода сегодня замечательная, турбулентности/порывов ветра нет).

Потянем ручку на себя -- ручка сопротивляется, самолёт задирает нос. Отпускаем ручку -- она возвращается в "нейтраль", как подпружиненная. Только "пружинит" её воздух, набегающий на руль высоты. Самолёт опускает нос, разгоняется (скорость ведь потерял немного), разгоняется быстрее 100 узлов, задирает нос (так как отриммирован на 100 узлов) и после пары колебаний опять летит ровно со скоростью 100 узлов (на то и самолёт -- потому что сам летит).

 

А теперь что делать, если хотим лететь со скоростью 110? Добавим оборотов. Самолёт начинает разгоняться и поднимает нос. Он хочет лететь с той же скоростью, но горизонтально лететь со скоростью 100 узлов не может, потому что оборотов добавили. Придётся отклонять ручку от себя, чтобы держать горизонт и 110 узлов. Только ручка-то продолжает сопротивляться, она на 100 узлов "настроена". Обращаем внимание, что теперь, при горизонтальном полёте на 110 узлах ручка в другом положении, чуть впереди.

Тут и приходит на помошь триммер.

Триммером снимаются усилия на ручке, и теперь у неё новая "нейтраль", для 110 узлов. Теперь если её взять на себя, и сбавить скорость до 100 узлов, а потом отпустить, то ручка перейдёт в свою "нейтраль" для 110 узлов и самолёт после пары колебаний застабилизируется на 110.

 

В этом и отличие:

"Правильный" триммер -- для каждой скорости нейтральное положение разное. Ручку ставим в нужное положение, потом крутим триммер до тех пор, пока усилие не пропадёт.

 

"Симовский триммер" -- нейтраль всегда одна. Если с джойстиком посередине самолёт задирает нос, джойстик от себя, держим горизонт.

Потом начинаем крутить триммер от себя, а джойстик на себя, чтобы в нейтрали самолёт опять летел ровно.

 

Если у джойстика есть обратная связь, то fs-force будет менять джойстику нейтраль, то есть он убудет возвращаться не в центр, а куда надо.

 

Вот.

 

 

Эх, экстрапайлот обогнал :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites
ExtraPilot
Эх, экстрапайлот обогнал :rolleyes:

Честно говоря, я сам только что узнал из той ссылки, что при помощи FS Force и джойстика с "обратной тягой" можно сделать правильный триммер. Раньше думал, что никак это не возможно в симе :rolleyes:

 

Кстати, походу вопрос: у меня, даже на самых низких настройках чувствительности, малейшие (миллиметровые) движения джойстика по тангажу вызывают очень уж очень большие отклонения штурвала. Как это можно побороть?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Novichek2007

Описали вы очень доходчиво, спасибо!

Вопрос. Например, для выхода на какой-либо режим полета (тангажа) пилот отклонил ручку (штурвал) от себя и удерживает его под этим углом отклонения, преодолевая усилие, которое создает набегающий поток воздуха на отклоненные элероны (ведь именно их отклонил пилот штурвалом). Чтобы снять усилие - триммирует, т.е. (как вы объяснили) фиксирует новую нетраль штурвала. Вопрос - за счет чего или чем, какой силой компенсируется (уравновешивается) теперь нагрузка на штурвал? И что это за маленькие элерончики, которые показаны на ссылке http://www.fs-force.com/help2/trim_system.htm ? Я раньше искренне полагал (теперь получается зря), что после триммирования штурвал и должен вернуться в свою исходную нетраль (как джойстик), а необходимый тангаж обеспечивается колесиками-триммерами которые отклоняют и фиксируют эти самые маленькие элерончики. Этот процесс и виден в симе если накручивать триммер и смотреть на элерон с внешнего обзора (F11). Растолеуйте плз.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ExtraPilot
за счет чего или чем, какой силой компенсируется (уравновешивается) теперь нагрузка на штурвал?

На разных самолетах по разному.

 

Например в Ту-154 используются специальный пружинный механизм, который держит именно штурвальную колонку в определенном положении. На сколько мне известно там нет триммеров на крыле или руле высоты.

 

А вот арбузики как известно управляются джойстиками. Там пружинок нет. Там электронный триммер, не механический.

 

И что это за маленькие элерончики, которые показаны на ссылке http://www.fs-force.com/help2/trim_system.htm?

Дык это и есть - поверхность триммера :(

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mitch
Честно говоря, я сам только что узнал из той ссылки, что при помощи FS Force и джойстика с "обратной тягой" можно сделать правильный триммер. Раньше думал, что никак это не возможно в симе :(

 

По такому принципу работает триммер на вертолёте Ми-8. То есть снимая нагрузки с РЦШ и педалей устанавливают их положение необходимое для заданного режима полёта и пружинные загружатели удерживают их в нужном положении.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4eburator
Вопрос - за счет чего или чем, какой силой компенсируется (уравновешивается) теперь нагрузка на штурвал? И что это за маленькие элерончики, которые показаны на ссылке http://www.fs-force.com/help2/trim_system.htm ?

Вот ими и уравновешивается.

 

Я раньше искренне полагал (теперь получается зря), что после триммирования штурвал и должен вернуться в свою исходную нетраль (как джойстик)

 

так и работает тот самый "неправильный" триммер в Симе.

 

, а необходимый тангаж обеспечивается колесиками-триммерами которые отклоняют и фиксируют эти самые маленькие элерончики. Этот процесс и виден в симе если накручивать триммер и смотреть на элерон с внешнего обзора (F11). Растолеуйте плз.

 

Нет, всё наоборот.

Необходимый тангаж создаётся рулём высоты, а триммеры компенсируют усилия.

Можно, конечно, и триммером рулить, но это не по уставу :(

 

А в симе, получается, без разницы чем рулить. Смысле нет двигать джойстик, чтобы потом его вернуть в нейтраль триммером.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4eburator
По такому принципу работает триммер на вертолёте Ми-8. То есть снимая нагрузки с РЦШ и педалей устанавливают их положение необходимое для заданного режима полёта и пружинные загружатели удерживают их в нужном положении.

На Ту-154 так же.

Триммера как такового нет, просто механизм держит штурвал в нужном положении вместо лётчика.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4eburator
Кстати, походу вопрос: у меня, даже на самых низких настройках чувствительности, малейшие (миллиметровые) движения джойстика по тангажу вызывают очень уж очень большие отклонения штурвала. Как это можно побороть?

Штурвала или самолёта?

Можно, в принципе, уменьшить эффективность РВ в aircraft.cfg.

 

Хотя у меня такой проблемы не возникало.

 

И еще: джойстики обычно имеют "ступеньку" по усилию возле нейтрали. То есть есть при отклонении он сначала не идёт, а потом резко срывается. и надо усилие быстро уменьшить. Поэтому трудно управлять маленькими движениями возле нейтрали.

В этом случае можно выкрутить триммер самолёта так, чтобы нейтраль у джойстика была в отклонённом положении, где усилие пружины более-менее линейное.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Vetal59

Мне кажеться что в MFS плохо реализовано управления вертолётом

Share this post


Link to post
Share on other sites

×
×
  • Create New...