Jump to content
SergeySoloviev

Какая же на самом деле дальность полета Ту-154М?

Recommended Posts

Дорогие, товарищи авиаторы, крайне редко посещаю форум. Тут просто повод сам напросился поинтересоваться. На практике не пилот. Дело в том, что в публицистических источниках встречаются цифры что дальность полета Ту-154М без дозаправки и 80% загрузки - 3600 км не более.

У меня возникает вопрос, каким же образом самолеты летали по маршруту ( не прямому явно, без посадок) Владивосток-Челябинск, Хабаровск-Казань, Чита-Москва, иркутск-Анталья, когда расстояние было примерно 6500 км, а в салоне не менее 120 человек? На тот рейс Иркутск-Анталья, в середине 2000-х было человек 140, помню цифру на мониторе, при среднем расходе на эшелоне 4500 т/ч.

Если к примеру у Б-737-500 дальность, по различным источникам не более 4500км, каким же образом самолет совершает беспосадочные перелеты Москва-Тикси? За счет чего достигается такая дальность, превышающая предельные значения?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если к примеру у Б-737-500 дальность, по различным источникам не более 4500км, каким же образом самолет совершает беспосадочные перелеты Москва-Тикси? За счет чего достигается такая дальность, превышающая предельные значения?

За счёт того, что дальность В737-500 составляет более 5000 км (5200-5500), а расстояние от Москвы до Тикси — 4360 км по маршруту (то есть не по прямой).

 

Данные по Ту-154М тоже неверны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

За счёт того, что дальность В737-500 составляет более 5000 км (5200-5500), а расстояние от Москвы до Тикси — 4360 км по маршруту (то есть не по прямой).

 

Данные по Ту-154М тоже неверны.

У меня есть различные энциклопедии ( не профессиональные, публицистические). По Ту-154М данные в руководстве, график смотрел.

От Москвы до Тикси вы имели ввиду как? По северной трассе или каким образом такое расстояние получается?

Share this post


Link to post
Share on other sites

От Москвы до Тикси вы имели ввиду как? По северной трассе или каким образом такое расстояние получается?

UUEE SID NE R22 ROGDA B153 TUMOK A812 ULMOK G7 TADAR STAR UEST = 4300 км.

UUEE SID NE R22 KTL R30 UHT B152 NOR W27 PETAG B954 KOTUR UEST = 4440 км.

UUDD SID NE R22 ROGDA B153 TUMOK A812 ULMOK G7 TADAR STAR UEST = 4360 км.

UUDD SID NE R22 ROGDA B153 TUMOK A812 ULMOK G7 ADALI STAR UEST = 4325 км.

 

Что такое «северная трасса» — мне неведомо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дорогие, товарищи авиаторы, крайне редко посещаю форум. Тут просто повод сам напросился поинтересоваться. На практике не пилот. Дело в том, что в публицистических источниках встречаются цифры что дальность полета Ту-154М без дозаправки и 80% загрузки - 3600 км не более.

У меня возникает вопрос, каким же образом самолеты летали по маршруту ( не прямому явно, без посадок) Владивосток-Челябинск, Хабаровск-Казань, Чита-Москва, иркутск-Анталья, когда расстояние было примерно 6500 км, а в салоне не менее 120 человек? На тот рейс Иркутск-Анталья, в середине 2000-х было человек 140, помню цифру на мониторе, при среднем расходе на эшелоне 4500 т/ч.

Если к примеру у Б-737-500 дальность, по различным источникам не более 4500км, каким же образом самолет совершает беспосадочные перелеты Москва-Тикси? За счет чего достигается такая дальность, превышающая предельные значения?

За счёт того , что при выполнении полёта просчитывается все ,начиная от коммерческой загрузки , выбора эшелона , погодных условий , направления ветра и еще много чего другого.
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Можно сделать проще. Между прочим, работает с ЛЮБЫМ самолетом. Берется объем топливных баков и часовой расход топлива. Далее путем нехитрых математических действий вычисляется максимальная дальность.

 

Для Ту-154М часовой расход топлива составляет около 5,5 тонн в час, емкость баков около 40 тонн. 

 

Следовательно, в воздухе тушка может продержаться около 7 часов. Приняв среднюю скорость как 800 км/ч, то умножаем время на скорость и получим расстояние. В данном случае - 5600 км. 

"Минимальная максимальная" дальность будет 4500 км (если берем сильный встречный ветер и путевая скорость составит 650 км/ч), "максимальная максимальная" составит 6600 км (при сильном попутном и скорости 950 км/ч)

 

Грубо, но более-менее должно быть понятно

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Грубо, но более-менее должно быть понятно

Это не просто грубо, это в корне неверная методика. Никого не интересует техническая дальность (до полной выработки топлива), т.ч., ёмкость баков, сама по себе, ничего не даст при таком расчёте. Нельзя использовать показатель "средний расход" (это для экономистов). Нельзя брать "среднюю скорость" (это для планировщиков расписания).

Грубый расчёт это "первый час полёта + N часов на эшелоне". За первый час самолёт проходит меньшее расстояние, чем на эшелоне (примерно в 1,5...2 раза) и расходует больше топлива, чем на эшелоне (примерно в те же 1,5раза). И только для эшелона можно брать "средний расход топлива [на эшелоне]", да и то он заметно снижается по мере выработки. В первом приближении продолжительность полёта можно рассчитать как S/Vкрейсерская + 0,5ч. Про расход топлива сказал выше.

  • Upvote 5

Share this post


Link to post
Share on other sites

Можно сделать проще. Между прочим, работает с ЛЮБЫМ самолетом. Берется объем топливных баков и часовой расход топлива. Далее путем нехитрых математических действий вычисляется максимальная дальность.

 

Для Ту-154М часовой расход топлива составляет около 5,5 тонн в час, емкость баков около 40 тонн. 

 

Следовательно, в воздухе тушка может продержаться около 7 часов. Приняв среднюю скорость как 800 км/ч, то умножаем время на скорость и получим расстояние. В данном случае - 5600 км. 

"Минимальная максимальная" дальность будет 4500 км (если берем сильный встречный ветер и путевая скорость составит 650 км/ч), "максимальная максимальная" составит 6600 км (при сильном попутном и скорости 950 км/ч)

 

Грубо, но более-менее должно быть понятно

40 тонн, это тогда получается, пассажиров должно быть человек 40-50? Потому что со 140 пассажирами взлетная масса явно превысит разрешенные 103 ( ну даже 105 т.).

Аэрофлотовские и Ютэировские М-ки имели расход 4500-5000 на эшелоне.

Edited by SergeySoloviev

Share this post


Link to post
Share on other sites

40 тонн, это тогда получается, пассажиров должно быть человек 40-50? Потому что со 140 пассажирами взлетная масса явно превысит разрешенные 103 ( ну даже 105 т.).

100 человек и 1 тонна багажа для варианта с полной взлётной массой 104 тонны. Для полной массы 102 — соответственно меньше.

103 тонны и 105 тонн — эти варианты Вы сами придумали, как и многое другое здесь, включая расход топлива на эшелоне.

Share this post


Link to post
Share on other sites

40 тонн, это тогда получается, пассажиров должно быть человек 40-50? Потому что со 140 пассажирами взлетная масса явно превысит разрешенные 103 ( ну даже 105 т.).

Аэрофлотовские и Ютэировские М-ки имели расход 4500-5000 на эшелоне.

 

Аэрофлот когда в Канкун на 767 летал, были ограничения 10 кг багажа на пассажира

Share this post


Link to post
Share on other sites

103 тонны и 105 тонн — эти варианты Вы сами придумали, как и многое другое здесь, включая расход топлива на эшелоне.

На 104 тонны КБ выдает разрешение, если на самолете установлены тормозные диски китайского производства. С российскими не более 102 т.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня возникает вопрос, каким же образом самолеты летали по маршруту ( не прямому явно, без посадок) Владивосток-Челябинск, Хабаровск-Казань, Чита-Москва

С чего это явно без посадок? Когда мы в детстве (еще при Совке) летали из Читы в Челябинск, то делали посадку в Новокузнецке.

 

А еще мы в 1991 году летели на рейсе "Симферополь-Москва" из Иркутска в Челябинск. Такая вот маршрутка была.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 каким же образом самолет совершает беспосадочные перелеты Москва-Тикси? За счет чего достигается такая дальность, превышающая предельные значения?

Якуты так же активно эксплуатировали 154б/м с Якутска в МСК и обратно, причем как правило самолет был полон + багаж, билетов на всех не хватало! (из личного опыта)

И если не изменяет память, аэрофлот-дон так же работал на 154 по маршруту Нерюнгри-Москва-Ростов

Edited by AleksLush

Share this post


Link to post
Share on other sites

...как правило самолет был полон + багаж...

Этого не может быть.

 

 

...билетов на всех не хватало! (из личного опыта)

Попробуйте самостоятельно определить, почему на неполный самолёт может не хватать билетов и почему нехватка билетов не указывает на отсутствие свободных мест.

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

И если не изменяет память, аэрофлот-дон так же работал на 154 по маршруту Нерюнгри-Москва-Ростов

Аэрофлот-Дон летал по маршруту Нерюнгри-Новосибирск-Москва-Ростов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Якуты так же активно эксплуатировали 154б/м с Якутска в МСК и обратно, причем как правило самолет был полон + багаж, билетов на всех не хватало! (из личного опыта)

И если не изменяет память, аэрофлот-дон так же работал на 154 по маршруту Нерюнгри-Москва-Ростов

 

И хватало даже на запасные Питер и Нижний Новгород.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Топикстартер, данная дальность полета осуществляется за счет промежуточных посадок с дозаправкой(ами). Например со Средней Волги на Дальний Восток, Бэшка совершала с посадками в Толмачево и Иркутске.

Share this post


Link to post
Share on other sites

И если не изменяет память, аэрофлот-дон так же работал на 154 по маршруту Нерюнгри-Москва-Ростов

 

 

Аэрофлот-Дон летал по маршруту Нерюнгри-Новосибирск-Москва-Ростов.

R3-783/784 Москва(Внуково) - Нерюнгри - Москва в свое время стал самым дальнобойным рейсом с пассажирами для серии Ту-154.

Share this post


Link to post
Share on other sites

R3-783/784 Москва(Внуково) - Нерюнгри - Москва в свое время стал самым дальнобойным рейсом с пассажирами для серии Ту-154.

 "Балканские" Ту-154 выполняли рейс София - Монреаль (Канада). Там расстояние более 6000 км... 

Edited by AleksLush

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помню в детсве летел из На Ту154 из Владивостока в Калининград , естественно с тремя дозоправками

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ух ты!..

Туши свет!!! :o
Ему нет аналогов, жрет как B763, загрузка B735,дальность B733...даже посадка на подобие С130 в пустыне Моисея

 

Дорогие, товарищи авиаторы, крайне редко посещаю форум. Тут просто повод сам напросился поинтересоваться. На практике не пилот. Дело в том, что в публицистических источниках встречаются цифры что дальность полета Ту-154М без дозаправки и 80% загрузки - 3600 км не более.

У меня возникает вопрос, каким же образом самолеты летали по маршруту ( не прямому явно, без посадок) Владивосток-Челябинск, Хабаровск-Казань, Чита-Москва, иркутск-Анталья, когда расстояние было примерно 6500 км, а в салоне не менее 120 человек? На тот рейс Иркутск-Анталья, в середине 2000-х было человек 140, помню цифру на мониторе, при среднем расходе на эшелоне 4500 т/ч.

Если к примеру у Б-737-500 дальность, по различным источникам не более 4500км, каким же образом самолет совершает беспосадочные перелеты Москва-Тикси? За счет чего достигается такая дальность, превышающая предельные значения?

 

 

Можно пару шекелей скину?
Расчет по маршруту рассматривается не одним махом,а каждые период времени а также стадии полета...к примеру каждые два часа или если уж совсем то каждый лег. 
 
Вам нужно рассматривает trip fuel,a что именно.... 
Я не русь,так что буду писать Английскими терм.
TaxiТаke off,climb,cruise,hold,descend,approach х 2 Alternative route.
 
Тaxi - время работы двигателей, следует рассмотреть так же APU.APU тоже имеет свой расход. Есть самолеты которые могут ездит с одним двигателем если предусмотрено в SOP.
Take Off - в какой конфигурации а именно condition level.Тот же APU. Если PF решил взлетать в Non-cond level,это не значит взлетать без воздуха,Сам самолет надувается как воз.шарик, без него тоже самое что надеть пакет на голову, и самое главное без неё нет систем antice.Вот для этого есть альтернатива APU. Есть еще на самолетах которых еще FCOM рассматривают по шумам.
Climb - вы должны рассмотреть параграфы таблиц.Сам параграф должен рассматривать числа это - pressure altitude / out side air temperature.Только по этому параграфу вы можете узнать время,расход и расстоянию.
Cruise - Первые 15 минут являются так такого еще climb. Объясню почему. Речь идет о самолетах на которых имеется свой расчет,FMC расcматривает FMC после прохождение первой точки лега(first direct leg). Только потом начинается расчет по маршруту GS=TAS/W.
Hold - 45 минут,тоже есть параграф. В каждой стране есть свои условия правила estimated hold time.
Descend - параграфы  pressure altitude / time descend,там же узнаите топливо и дистанцию (начало расчетного).Сам начало расчетного может быть в разных конспектах,все зависит от оборудование. Пр. Ту154 как я понял нету системы RNAV а значит начало расчетного будет либо от наз. навигации либо конкретной точки или есть Цесны 172 G1000 которых есть RNAV и может рассчитать сам :) .
Approach  - тоже самое что и take off....
 
B МВЛ запасной аэропорт как принято делают 2 аэродрома, сам расчет делаетя ДО начало расчетного (Тop descend).
Пока все..... :)
 
P.S. А забыл из важных...Требование 5% Contingency fuel то всего trip fuel....
Edited by Victor_kovir

Share this post


Link to post
Share on other sites

 "Балканские" Ту-154 выполняли рейс София - Монреаль (Канада). Там расстояние более 6000 км... 

А где об этом есть информация? Да и впустили бы тушку туда вообще?

 

 

С чего это явно без посадок? Когда мы в детстве (еще при Совке) летали из Читы в Челябинск, то делали посадку в Новокузнецке.

 

А еще мы в 1991 году летели на рейсе "Симферополь-Москва" из Иркутска в Челябинск. Такая вот маршрутка была.

 

Про Бшку совершенно верно. Только не в Челябинске а в ЕКБ.  При том до 2010-го были рейсы от Уральских а/л. Если Бешка то Чита-Екб-Дмд, если М-ка то Чита-Шереметьево.

 

А вот в начале 2000-х.  Летали чартером в Турцию, когда это только все начиналось. Из Иркутска. Самолет ту-154М. Количество пассажиров - 165 человек. Именно эту цифру я запомнил, когда дежурная по посадке пересчитывала. В салоне яблоку было негде упасть. Когда командир стал говорил: "...наш полет проходит над городами Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Челябинск, Волгоград, Краснодар, Трабзон..." Я прикинул маршрут в голове, над территорией РФ. Т.е не меньше 5500 км из Иркутска до Антальи+до запасного?  Знаю что Неимеющийаналогов, может столько пустым пролететь, при заправке 40 т.

 

Может быть самолет был безбожески перегружен, учитывая, что от бывалых механиков, приходилось слышать рассказы о том, что перегруженные на 15 т. Ил-76ые взлетали, и Ту-154 перегружали на 7 т., Константин Федорович, который давно на пенсии уже, говорит, что для ту-154 1т перегруза = 100 дополнительные метров разбега. Т.е даже если Ту-154 взлетал 112 т. массой, то к концу полета из-за выработки топлива вес посадочный был в пределах нормы. В Азии 737-ые особенно Классику Карго грузят так, что визуально видно, как стойки проседают. Все условия разбиться - перегруз 5т, жара + 40с, высокогорье. В итоге 737ой с таким весом 339-ый эшелон наскребает по 2-3 м/с

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Только не в Челябинске а в ЕКБ.  

В Челябинске.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×