Jump to content

Recommended Posts

сегодня был там. к сожалению порулить не удалось - времени не было. но понаблюдал за учебным процессом ивыявил для себя множество нюансов. думаю будет полезно :)

завтра снова еду.

Снимать не разрешали?

Share this post


Link to post
Share on other sites

я сидел в кресле наблюдателя и снимал видео. но его просили не выкладывать, потому что там идет учебный процесс с матом :)

сегодня постараюсь более целенаправленно поснимать показания приборов двигателей на всех этапах круга. и как-то приспособиться к приборам пилотов.

в целом уже много интересного снял.

 

одно меня поразило - кабина то гораздо меньше, чем я себе ее представлял. несмотря на то, что я знаю практически все ее размеры. просто одно дело на экране, другое - в живую увидеть. так-же понаблюдал за работой приборов и как именно двигаются нескоторые из них. узнал, что директорные планки обычно запаздывают и пилот немного их упреждает - летит по повторителям на авиагоризонте. старики рассказывали, что главные приборы для них: авиагоризонт и вариометр. курс и скорость токо поглядывают. мол самолет сам летит и не нужно ему мешать. у меня в голове разрыв шаблона :)

Edited by Felis
  • Upvote 4
  • Downvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

самый главный прибор это скорость потому что нет скорости нет жизни, а на вариометр как раз таки можно профессионалу не глядеть, у меня папу учили высоту на 154 держать вырубали вариометр (ткасовский) и говорили вот те скорость , вот те высотомер вот тебе авиагоризонт набирай и выдерживай 1500 допустим)

Share this post


Link to post
Share on other sites

самый главный прибор это скорость потому что нет скорости нет жизни, а на вариометр как раз таки можно профессионалу не глядеть, у меня папу учили высоту на 154 держать вырубали вариометр (ткасовский) и говорили вот те скорость , вот те высотомер вот тебе авиагоризонт набирай и выдерживай 1500 допустим)

Ничего удивительного. Зная тангаж и скорость можно очень точно определить как летит самолёт. А если есть визуальные ортентиры, то нужна только высота, чтобы знать, когда остановить набор/снижение. (это я из своего опыта полёта в симуляторах заметил).

Edited by inv

Share this post


Link to post
Share on other sites

сегодня день был более продуктивный. наснимал видео с показаниями приборов в "полете", пофоткал немного, пообщался со стариками пилотами, услышал много интересного. там сказали, что этот тренжер по динамике весьма далек от реального самолета. но будет хоть отправная точка.

и конечно же попросил пролететь :)

очень доволен! впечатления просто зашкаливают. это нифига не А22 :)

post-30052-0-04089600-1342100898_thumb.jpg

Edited by Felis
  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

сегодня день был более продуктивный. наснимал видео с показаниями приборов в "полете", пофоткал немного, пообщался со стариками пилотами, услышал много интересного. там сказали, что этот тренжер по динамике весьма далек от реального самолета. но будет хоть отправная точка.

и конечно же попросил пролететь :)

очень доволен! впечатления просто зашкаливают. это нифига не А22 :)

Приятно, когда намеченное реализуется в полной мере. Надеюсь, что это не последняя тренажёрная сессия и у нас получится организовать ещё.

Share this post


Link to post
Share on other sites

да ну, еще летать научат :)

не, на самом деле мне очень понравилось и я хочу еще. просто нужной мне информации я набрался слихвой. разве что с пилотами пообщаться по возникшим вопросам.

Edited by Felis

Share this post


Link to post
Share on other sites

да ну, еще летать научат :)

не, на самом деле мне очень понравилось и я хочу еще. просто нужной мне информации я набрался слихвой. разве что с пилотами пообщаться по возникшим вопросам.

Как минимум, при доводке надо будет вам пару раз сходить, чтобы сравнить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

пилоты, с кем я там общался, говорят, что КТС весьма далек от реального самолета. что там очень много отличий по динамике полета, в частности говорят, что у реального самолета двигатели гораздо сильнее тянут. "если полупустой, то токо и успевай скорости диктовать"

так-же и по показаниям приборов. на нем больше отрабатывают действия и процедуры при загорании табло, нежели следят за точными цифрами. обычно они точных показаний и не знают. замечают может лишь грубые отклонения и собственно загорания табло.

 

конечно, если получится, то схожу еще. но при доводке я скорее буду уже работать с пилотами, чтобы они сравнивали со своим опытом на реальном самолете, а не ктс.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

меня попросили написать более подробный отчет о моем походе на КТС.

спасибо двум Максимам из брифинга АК Белавиа, которые собирают инфу по самолету Ту154 для этого проекта. и когда их пилоты собирались ехать в Киев на тренажер - подсуетились и договорились за меня.

КТС Ту154 находится в Киевском НАУ (Национальный Авиационный Университет). недавно переделанный из Ту154Б в М (хотя часть приборов от Б-шки осталась).

Изначально договорились, что я ни кому не мешая, просто буду сидеть и снимать. В первые же полеты я выявил для себя много интересных мелочей. Кабина не такая большая как казалось, у себя в модели я сильно накосячил с высотой пола, кабина шумная, особенно в полете (сзади меня было две большие колонки для озвучки. вроде как S-90 или подобные).понаблюдал за работой приборов. увидел как двигаются барабанчики на высотомерах и дальномерах, узнал, что директорные планки запаздывают, увидел как работают рычагом выпуска и уборки шасси. да и вообще увидел много интересных действий: уход на второй круг, прерванный взлет и конечно же действия экипажа при этом.

ну и конечно же самое интересное - учебный процесс. в этой сессии бывший штурман переучивался на второго пилота. его учили КВС Ту154 с бортинжинером, а потом еще и другой КВС с CRJ-200. всех деталей я не знаю, мог где-то неправильно понять. самое главное - в учебном процессе всплывает множество нюансов про управление самолетом и его реакцию. и конечно же коронное "буду бить!" от КВС, когда стажер делал что-то не так или забывал сделать. воспитиывает :) Надо сказать, что дядка он строгий, но справедливый. и на него не обижаются. имхо хорошее качество для человека.

Один раз он показал как надо летать. вот казалось бы: самолет и управление одно и то-же. и погода идеальная. но КВС самолет слушается, а стажера - не очень. как живой зверь, который не доверяет чужим :)

так-же хочу отметить, что когда летят трое: КВС, 2П и БИ, и все выполняется по технологии - все проходит четко. а вот когда двое и забивают на контрольные карты - то скорость прозевают, то кран шасси в нейтраль не поставят, а то и вообще забудут выпустить. конечно это не показатель, но так вот бывает с начинающими. все-же трое человек друг друга перестрахуют. а в обязанности БИ так-же входит следить, что все сделано правильно.

пообщался с тамошним персоналом. спрашивал про тягу двигателей и как меняется режим при выпуске шасси, какие тенденции имеет самолет в разных условиях. спрашивал про управление и про тот случай с неуправляемым Ту154. старики с радостью рассказали мне много интересного. и про то как при резком взятии штурвала на себя резкого взмывания не получится - АСБУ как бы срезает реакцию рулей, и что двигателям нужно время на выход на режим, и про то как шумят фары, если их не убрать, и как болтает тушку в облачности и как легко ее "прошивает" Ту134, как может снести самолет боковым ветром, если пытаться выровнять самолет по оси перед касанием, и много много чего еще. я только жалею, что диктофон не включил...

 

ну и конечно же, пока было время, попросил полетать. летал вдвоем со стажером. впечатлений масса, но постараюсь таки описать.

первое - Ту154 очень инертен в управлении. и резко дергать штурвалом вообще бесполезно. и даже на сильное отклонение штурвала самолет реагирует очень плавно.

второе - сам штурвал очень тяжелый. по кренам я так и не осилил его повернуть до упора, а по тангажу пилоты больше работают триммером, чем самим штурвалом

третье - довольно интересная там коллиматорная система в том тренажере. есть ощущение, что смотришь вдаль.

четвертое - скорость в полете самолет меняет очень туго. выставил режим и дальше следишь больше за авиагоризонтом и вариометром. как это не странно для симмера и для пилотов легких аппаратов, но для туполя это так. спрашивал пилотов Тушки - они все на скорость лишь поглядывают. в самом полете мы ее тоже прозевали, хотя я заметил ее падение. ну опыт с А22 сказывается. там скорость - самое главное и держать ее нужно штурвалом, а не рудом. так и хотелось его толкнуть от себя.

пятое - тенденцию на пикирование при выпуске шасси я заметил, а вот вспухание от закрылков - как-то не очень. возможно прозевал просто. в мозгу уже была каша от дофига новой информации. на самом касании выдержания и притирания тоже не было. сели довольно грубо и с перелетом. реально собрать самолет в кучу и держать ровно на глиссаде очень сложно, если что-то сделано не так. не тот режим или скорость не та. тут нужна практика. вобщем как пел Вадим захаров: а самолет как очень нервный бык - все норовит то вниз, то вверх, то в бок :)

шестое - командно-навигационный прибор практически не видно из-за штурвала. приходилось немного нагибаться, чтобы на него посмотреть.

 

но в целом опыт очень интересный. я доволен. спасибо пилотам Белавиа и двум Максимам с брифинга :)

 

да, чуть не забыл. после полета стажера со мной, ему персонал тренажера говорит, мол записываем этот полет как инструктором. на что тот отвечает, что в компании не поймут :)

Edited by Felis
  • Upvote 8

Share this post


Link to post
Share on other sites

вот несколько фотографий с похода на КТС.

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1046.JPG - сам КТС

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1050.JPG - внутри

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1051.JPG

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1056.JPG

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1058.JPG - пытаюсь повернуть штурвал до упора и смотрю на индикатор положения рулей.

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1059.JPG

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1061.JPG - помещение КТС

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1062.JPG

https://dl.dropbox.c...TS/DSCN1066.JPG - да, я там был :)

Edited by Felis
  • Upvote 8

Share this post


Link to post
Share on other sites

оригинальная у вас футболка!

Share this post


Link to post
Share on other sites

да ничего особого.

Edited by Felis

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как изображение виртуального мира там выглядит за стеклами КТС? там мир msfs9

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как изображение виртуального мира там выглядит за стеклами КТС? там мир msfs9

я не летаю много в мсфс, но наверное таки да. ближе к нему. что меня порадовало, так это то, что для каждого пилота там стоит свой коллиматор. и при посадке нужно целиться полосой точно перед стобой. когда я приезжал в Москве на TFT - там у них стоял обычный проектор и полосу нужно было заводить напротив центральной стойки фонаря.

вобще на КТС внешний мир смотрится довольно тускло и я туда особо не смотрел. больше внимания таки не приборы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В модели будет озвучка тумблеров и кнопок?

Если Ту-154 выйдет отличным, в уровень с ПТ, то буду пользоваться ХПлейном.

 

Не знаю, но почему то нравится звук, когда клацают кнопки-лампы на пульте АБСУ (ПН-5, ПУ-46, ПН-6), и галетных выключателей. Наверное в сознании привязка звука от фильмов НАВЛИНН, "Навстречу солнцу" и др.

Share this post


Link to post
Share on other sites

кнопки и тумблера уже давно щелкают в Ан24 и Як40. будут и здесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Душевный отчет о посещении тренажера! Неужели еще где-то работает?! Наши порезали вслед за последним Туполем в отряде. Правда, КТС тоже был переделан в эМку и еще дооборудован TCAS. Визуализация компьютерная и тоже на коллиматорах. По поводу впечатлений о управляемости и пр. Не следует стремиться доводить к подобию тренажера. Дело в том, что тренажер аналоговый, зарегулированный, давно никем не проверялся на соответствие. Типа лишь бы работал. Как говорят экипажи - нужно уметь хорошо летать на самолете и тренажере. Пригодится... Т.е. это два разных типа воздушных судов. Но получить представление о кабине, оборудовании и пилотировании можно. Вряд ли можно передать дух кабины пусть в симе, если ни разу в ней не посидеть. Пытливый ум дизайнера и моделера сразу же ухватывает особенности кабины и старается точно передать это в модели. Будем ждать Туполя!..

post-8030-0-89658900-1345205199.jpg

Edited by 1941
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверняка уже знаете, но всё же порекомендую почитать Ершова:

http://lit.lib.ru/e/ershow_w_w/

В первую очередь, конечно, пособие "Практика полетов на самолете Ту-154",

но и "Лётные дневники" тоже очень информативны.

P.S.: Если "совесть не позволяет" читать контрафакт с lib.ru, то

"Практика полетов на самолете Ту-154" может быть легально скачана с сайта автора:

http://vas-ershov.com/books/index.html

Edited by HiddenBug

Share this post


Link to post
Share on other sites

Когда работы продолжатся?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Когда товарища Феликса кинут зарубежные партнеры. А то что кинут это как два пальца об стол. Тут таких случаев процентов 90. Сначала зовут очередного суперталанта в проект обещая золотые горы, потом когда доходит до денег тупо его кидают. Стоит вспомнить относительно недавний срач в Айрсиммерн, а в SSW?

Тогда товарищ Фелис быстро поймет, что лучше самому быть главным по продажам и синица в руках дучше чем журпвль в небе, а также тот простой факт, что умный учится на ошибках других.

Edited by Igor96
  • Downvote 9

Share this post


Link to post
Share on other sites

В симостроительстве не знаю, но в реальной жизни вероятность того что зарубежные товарищи кинут пожалуй действительно выше чем обычно. Из моего личного опыта.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я тут симстроительство с самого начала наблюдаю, там это как здравствуй.

  • Upvote 2
  • Downvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

ребята, проект этот не закрыт и работы я продолжу через пару месяцев. в другом проекте я работаю только над визуалкой и модель у меня получается все качественнее и быстрее.

не нужно негатива. тем более, что люди там свои и хорошо знакомы.

более полная информация будет позже.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Намекни хоть что за проект? Что ждать от него и когда новости по нему появятся?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...