UEMJ

Навигация и самолётовождение FAQ

620 posts in this topic

Часто задаваемые вопросы и ответы по аэронавигации:

 

Навигация и самолётовождение FAQ

 

Кроме того, в Avsim Wiki уже накоплена большая часть информации, касающаяся аэронавигации, в разделах:

Авиационные термины и сокращения

Навигация

Самолетовождение

 

Поэтому, не стесняясь, нажимаем на все непонятные слова (термины, сокращения) которые высвечиваются в форумах зелёным цветом

 

Кроме того, в самой Avsim Wiki есть и свой "Поиск"

post-7660-0-83714300-1289153717_thumb.jpg

 

Пока, конечно FAQ пустоват, но постараемся его постепенно набирать. Как из уже заданных тут вопросов, так и новых.

 

Поэтому предлагаю всем (начинающим и старожилам) - Коллеги, давайте попробуем навести порядок в своих и чужих головах в рамках озвученной темы?

 

Вопросы и ответы можно формировать прямо в статье Навигация и самолётовождение FAQ

 

Можно и прямо в этом топике. Как один из модераторов раздела "Навигация и самолётовождение", периодически буду его подчищать, перенося наработки в Avsim Wiki.

 

С уважением

UEMJ

7

Share this post


Link to post
Share on other sites

При полетах по РНК гироскоп при пролете ППМ ставится на магнитный или истинный север? Курсы ортодромические даны?

 

Летел Певек - Тикси (на Ил-18), на участке в 850 км намотал 40 км ЛБУ при полете по НАС. ГПК ставил по истинному северу (обозначены как обычно, т.е. магнитные путевые углы, но в комментариях к карте указано, что считать нужно от истинного севера). ДИСС вообще сноса не показывал. То есть явно что-то не то с компасами.

Edited by mc_
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

При полетах по РНК гироскоп при пролете ППМ ставится на магнитный или истинный север? Курсы ортодромические даны?

 

Летел Певек - Тикси (на Ил-18), на участке в 850 км намотал 40 км ЛБУ при полете по НАС. ГПК ставил по истинному северу (обозначены как обычно, т.е. магнитные путевые углы, но в комментариях к карте указано, что считать нужно от истинного севера). ДИСС вообще сноса не показывал. То есть явно что-то не то с компасами.

 

В РНК путевые углы магнитные ортодромические. Карты же поликонической проекции, поэтому прямые линии будут близки к ортодромиям.

В некоторых картах на высокие широты попадались истинные, но там, на этот счёт предупреждение, недалеко от Северного полюса :) В комментарии обычно пишут с какой широты нанесены истинные углы, а с какой те и те.

 

post-7660-0-09041000-1324731560_thumb.jpg

 

 

Как ставить гироскоп, решает сам навигатор. По РНК конечно удобнее на магнитный выставлять. ДИСС тут не при чём. Он не знает про магнитные и истинные меридианы, смотрит только снос относительно поверхности земли.Просто ветер был встречный или попутный, либо его совсем не было :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть курсы всё равно магнитные.

 

Получается, я в каждом ППМ должен согласовать ГПК по магнитному компасу перед поворотом?

 

Там селектор вроде бы МК - ГПК - АК, не понятно, что с чем согласовывается, когда ГПК стоит. Или ГПК всегда согласовывается с МК, а на астрокомпас там отдельная стрелка? Но тогда зачем этот селектор?

Вообще, здорово не хватает мурзилки с логикой работы ПНК.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть курсы всё равно магнитные.

 

Получается, я в каждом ППМ должен согласовать ГПК по магнитному компасу перед поворотом?

 

Там селектор вроде бы МК - ГПК - АК, не понятно, что с чем согласовывается, когда ГПК стоит. Или ГПК всегда согласовывается с МК, а на астрокомпас там отдельная стрелка? Но тогда зачем этот селектор?

Вообще, здорово не хватает мурзилки с логикой работы ПНК.

 

А какой самолёт? Если Ил-18, то у него основной работает как чистый гироскоп, а запасной ГА всегда работает в режиме ГМК. Над ППМ переключаешься с основного ГА на запасной, и задаёшь следующий путевой угол прямо с РНК.

А бывший основной становится запасным и потихонечку подстраивается в режиме ГМК на магнитный меридиан.

 

Вообще летают то, в основном по магнитному. Ведь ПМПУ у нас магнитные (по направлению ВПП). Поэтому удобно поставить самолёт на исполнительном, по магнитному меридиану выставить гироскоп на значение ПМПУ и лететь дальше по ортодромии.

Так делается и на Ту-154 и Ил-62. Но у них запасной ГА остаётся гикоскопом.

А у Ил-18 и Ту-134 запасной включается в режим ГМК.

У Ан-24 вообще один ГА в ГПК-52. Там настраивай как хочешь.

 

На магнитный меридиан настраивают запасные гироскопы, у которых точности не хватает на весь полёт. Зачем он тогда нужен? Вот пусть и показывает магнитный меридиан. А ТКС в Ту-154 и Ил-62 в этом не нуждается, она способна помнить опорный меридиан с требуемой точностью в несколько часов.

Edited by UEMJ
заменил "резервный" на "запасной"
2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кажется разобрался.

 

А где там этот переключатель основной-запасной? В ВК, я имею виду.

Edited by UEMJ
заменил "резервный" на "запасной"
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А где там этот переключатель основной-резервный? В ВК, я имею виду.

 

Миш, я в ВК не летаю :) Наверное там же, где и в 2-D, на панели штурмана.

 

Пульт управления КС-6 (на рис. позиция 1), переключатель "Осн. - Зап."

 

post-7660-0-15099000-1324741232.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Понял где, буду знать. Просто с другим тумблером перепутал, которго в ВК не наблюдается, а в 2D есть.

Еще раз вздохнем над отсутствием внятной мурзилки.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Понял где, буду знать. Просто с другим тумблером перепутал, которго в ВК не наблюдается, а в 2D есть.

Еще раз вздохнем над отсутствием внятной мурзилки.

Миша, мурзилок больше чем читателей :)

Того же Лебедева возьми "Использование КС-6 в полёте"

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не совсем это имел ввиду.

(опять же, к вопросу "чем импортный мануал отличается от отечественного" ;) )

 

Блин, такими темпами придется самому сесть да сделать...

Edited by mc_
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не совсем это имел ввиду.

(опять же, к вопросу "чем импортный мануал отличается от отечественного" ;) )

 

Ну я не знаю. Куда уж проще написать чем у Лебедева написано?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вопрос такой:

лечу точно на ВОР, при этом выставив на НАВ1 радиал, не совсем совпадающий с текущим курсом (вертикальная планка отшкаливает в сторону). Пролетаю над ВОР, при этом флажок TO меняется на FROM.

Тоесть получается, если радиал на НАВ1 настроен на любой курс, попадающий в 180 градусную полусферу, расположеную к (TO) ВОРу, то при его пролете он всегда будет меняться "от" ВОРа вне зависимости от точности настройки радиала, и наоборот?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Курс, на который настроен VOR - это линия, проходящая через маяк под заданным углом к северу (истинному или магнитному, в зависимости от того, как стоит маяк).

При пролете (или прохождении пеленга на маяк через траверз самолета) просто меняется to на from или наоборот.

Edited by mc_
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

NetHunter

Как меня учили, флажок "TO-FROM" указывает, на маяк или от него ты полетишь из текущего места самолёта, если твой угол пути будет равен значению радиала, выставленного тобою. Поэтому твоё крайнее предложение абсолютно верно.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Курс, на который настроен VOR - это линия, проходящая через маяк под заданным углом к северу (истинному или магнитному, в зависимости от того, как стоит маяк).

При пролете (или прохождении пеленга на маяк через траверз самолета) просто меняется to на from или наоборот.

 

1. Настраивают не VOR, а индикатор сигнала VOR.

 

2. Индикатор сигнала VOR всегда настроен на магнитный курс, то есть, на курс относительно магнитного Севера, а не истинного. И это не зависит от того, как стоит (где расположен) маяк.

 

3. Маркеры "To" и "From" показывают, как двигался БЫ самолёт - к маяку или от него - если БЫ он следовал магнитному курсу, определяемому задатчиком магнитного курса, находясь в той точке пространства, где он находится.

 

При этом нос самого самолёта может быть направлен в данный момент куда угодно, хоть в Африку, и сам он может находиться где угодно (но в пределах радиуса действия маяка и по ту же сторону плоскости, проходящей через маяк и ортогональной тому радиалу, на который настроен индикатор сигнала VOR) - показания маркера To/From от этого не изменятся.

 

Update: исправлена опечатка.

Update2: зачёркнуто не вполне правильное утверждение.

Edited by Letter
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

2. Индикатор сигнала VOR всегда настроен на магнитный курс, то есть, на курс относительно магнитного Севера, а не истинного. И это не зависит от того, как стоит (где расположен) маяк.

Мне кажется, что именно то, что VOR выдает показания по магнитному, а не по истинному северу, и определяет его местоположение. Ведь магнитный север оличается от истинного на поправку магнитного склонения, которая везде разная. И эту поправку и вводят для любого отдельно взятого VOR с тем, чтобы каждый посылаемый им радиал уже нес ее в себе, поскольку летаем мы именно по магнитным курсам.

Иными словами, местоположение VOR прямым образом влияет на его показания (учет магнитного склонения).

Поправьте, если я не прав...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

NetHunter

Как меня учили, флажок "TO-FROM" указывает, на маяк или от него ты полетишь из текущего места самолёта, если твой угол пути будет равен значению радиала, выставленного тобою. Поэтому твоё крайнее предложение абсолютно верно.

Если мой курс равен значению,выставленном на VOR, а КУР на него равен нулю, то конечно - при пролете VOR индикатор TO сменится на FROM.

Я же говорю о том, что это верно и в том случае, если мы идем точно на VOR, но индикатор настроен на несколько другой угол.

Попробую нарисовать:

post-5054-0-82910900-1325245851_thumb.jpg

 

Теперь о том, почему у меня возник такой вопрос.

Решил я еще раз пройти школу Рода. В ней есть урок захода по VOR. В одной из его частей, нужно к курсом 90 выйти точно на VOR, и по его пролету нужно следовать от VOR курсом 340.

Иду прямо на VOR курсом 90. Индикатор направления показывает TO, вертикальная планка точно по центру НАВ1. Когда до VOR остается около мили, РОД указывает зараннее настроить VOR на новый радиал 340, что я и делаю. При этом планка направления на VOR естественно отшкаливает (поскольку я все еще иду точно на VOR курсом 90).

По проходу VOR индикатор направления TO сменился на FROM и Род сказал, мол, видишь, VOR пройден, давай крути разворот на установленный раннее курс 340, что я и делаю.

Вот я и задумался,при каких условиях TO сменится на FROM. Сперва была мысль, что этот индикатор вообще всегда указывает направление на VOR внезависимости от выбранного радиала. Но думаю, это не так, зависимость все же прямая, но согласно рисунку выше.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне кажется, что именно то, что VOR выдает показания по магнитному, а не по истинному северу, и определяет его местоположение.

 

Местоположение VOR определяется местоположением VOR - её географическими координатами - и ничем больше. Магнитные дела не имеют к этому никакого отношения. Думаю, Вы хотели сказать что-то другое.

 

Ведь магнитный север оличается от истинного на поправку магнитного склонения, которая везде разная.

 

Да. Если переформулировать Вашу мысль немного точнее, то направление на магнитный Север равно направлению на истинный Север минус величина магнитного склонения в данной точке пространства и в данное время.

 

Магнитное склонение не то чтобы различно везде... Это не совсем так. Оно различно на различных изогонах. Так будет правильнее сказать.

 

И эту поправку и вводят для любого отдельно взятого VOR с тем, чтобы каждый посылаемый им радиал уже нес ее в себе, поскольку летаем мы именно по магнитным курсам.

Иными словами, местоположение VOR прямым образом влияет на его показания (учет магнитного склонения).

Поправьте, если я не прав...

 

Всё правильно. С течением времени, - по мере того, как будет меняется величина магнитного склонения в той точке пространства, в которой расположен маяк, - его радиалы тоже будут меняться.

 

Например, радиал 180o при магнитном склонении "-7.2o" (несколько лет назад) и "-8.3o" (в настоящее время) - это разные кривые, они по-разному расположены на местности. То, что раньше (несколько лет назад) называлось радиалом 180o, теперь будет называться радиалом 181o.

 

(Update. Я высказалась не совсем точно. Поправлюсь. Радиал - это кривая, когда мы пытаемся рисовать его на карте. В действительности же, радиал - это плоскость в евклидовом пространстве или кривая поверхность в меркаторском, что очевидно.)

Edited by Letter
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не совсем понимаю, при чём тут КУР.

Показания флажка TO-FROM никак не зависят от фактического курса самолёта. Попробую объяснить иначе.

 

Если флажок показывает TO и планка CDI находится в центре, то значение OBS равно пеленгу от самолёта на радиостанцию.

Если флажок показывает FROM и планка CDI находится в центре, то значение OBS равно пеленгу от радиостанции на самолёт.

 

Конкретно по вашему вопросу, если я его правильно понял, вот рисунок набросал. При проходе линии AB у обоих самолётов "TO" сменится на "FROM".

 

post-100-0-80124200-1325250794.jpg

 

В обоих случаях пеленги условные, а не магнитные, так как VOR необязательно согласован по фактическому магнитному склонению (полюса постоянно "уходят", склонения - вслед за ними, а VOR "разворачивают" 360-м радиалом в сторону магнитного севера раз в несколько лет, а иногда вообще не разворачивают).

 

То, что раньше (несколько лет назад) называлось радиалом 180o, теперь будет называться радиалом 181o.

Только в том случае, если на нужную величину развернут излучатель антенны VOR.

 

P. S.: вот ещё тренажёр полётов по VOR.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я же говорю о том, что это верно и в том случае, если мы идем точно на VOR, но индикатор настроен на несколько другой угол.

Попробую нарисовать:

post-5054-0-82910900-1325245851_thumb.jpg

 

Кружочек, который Вы нарисовали вокруг самолёта, нужно было нарисовать вокруг VOR. Я нарисую свою картинку без кружка (буду считать для простоты, что радиус действия VOR выходит за пределы картинки). На картинке изображено, в каких местах пространства мы будем видеть значения "To" и "From", и как при этом может быть расположен самолёт:

 

post-48693-0-04902500-1325251965.jpg

 

 

Update: мэтр ilya1502 опять обогнал. :)

Edited by Letter
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

То, что раньше (несколько лет назад) называлось радиалом 180o, теперь будет называться радиалом 181o.

Только в том случае, если на нужную величину развернут излучатель антенны VOR.

 

Да, сэр. Речь шла об ухоженных, метрологически достоверных VOR. Правильнее было написать так: "То, что раньше (несколько лет назад) называлось радиалом 180o, теперь должно называться радиалом 181o."

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

мэтр ilya1502 опять обогнал. :)

Не обогнал, а дополнил! :) И не более мэтр, чем вы, Наталья.

 

 

 

Да, сэр. Речь шла об ухоженных, метрологически достоверных VOR. Правильнее было написать так: "То, что раньше (несколько лет назад) называлось радиалом 180o, теперь должно называться радиалом 181o."

Подтверждаю.

Edited by ilya1502
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наталия, Илья, благодарю за развернутые ответы!

 

Вот еще один рисунок сделал (сорри за примитивизм):

892528907f10.jpg

 

тоесть если отложить вправо и влево от радиала, направленного точно на VOR из данной точки, то будет TO, а если выйти за эти значения, то FROM (с учетом того, что МПУ воздушного судна будет находиться в конкретно взятом примере от 200 гр до 020 гр).

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

На вашем рисунке (самолёт находится на радиале 110), если на OBS накрутить значение от 21 до 199, то будет FROM, если от 201 до 19, то TO. Если настроить 20 или 200, то будет OFF. Только зелёная линия должна проходить через VOR, и она всегда перпендикулярна настроенному на OBS радиалу, а не тому, на котором фактически находится самолёт. МПУ воздушного судна не будет иметь никакого значения.

 

Я там выше обновил сообщение, написал ссылку на хорошее пособие. Попробуйте там разные ситуации покрутить - хорошо иллюстрирует в динамике.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо, обязательно попробую!

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.