Jump to content
  • entries
    49
  • comments
    216
  • views
    70151

Nome (PAOM) - Ralph Wien Memorial Airport (PAOT)

Miracle

1164 views

Продрыхнув в гостинице чуть ли не до обеда, пошли осматривать город.

Ничего особенного: обычный провинциальный американский городок, построенный "квадратно-гнездовым способом". Проселки, ведущие с севера на юг назывались стритами, с запада на восток - авеню. Авеню, ага, как же... У нас таких авеню - в каждой деревне...

Достопримечательностей тоже не встретилось никаких, за исключением забавного столба, наглядно иллюстрирующего в какой жопе мира мы находимся:

9284446.jpg

Решили было прогуляться по "набережной", но крепкий ветер загнал нас обратно в город через считанные минуты.

- Пойдем в какой-нибудь кабак, - предложил Волков. - Там и погреемся. Я виски хочу попробовать, никогда не пил.

Со вчерашнего дня нам начали капать командировочные в валюте, которые нам ежедневно выдавал казначей комиссии: невысокий человек с суетливыми глазами. Командировочные не ахти какие, но на бокал виски и стейк должно хватить.

- Пошли, - поддержал я.

Зашли в какое-то заведение, практически безлюдное, заказали выпить и закусить.

Наконец Волкову принесли вожделенный вискарь. Он принюхался и поморщился: фу-у-у, сивуха! Но все же выпил.

После этого, разрезая поджаристые бифштексы, мы дружно сошлись на том, что лучше нашей кристалловской, чистой, как слеза, ничего в мире нет. Ну, разве что армянский пятизвездочный...

Вечером вернулись в гостиницу, и сразу услышали оживленный разговор в номере, в котором находился "штаб" нашей комиссии. Судя по всему, день прошел не впустую.

Вскоре к нам в комнату заглянул Горский.

- Вернулись, ребятки? Хорошо, - сказал он. - Мы свои дела в Номе закончили. Завтра вылетаем в Коцебу. И чем раньше - тем лучше, потому что у нас там будет время только до вечера.

- Хорошо, ответил я, - давайте назначим вылет на восемь утра. Тогда в десять уже будете в Коцебу.

- Договорились, - кивнул Горский. - Тогда в семь тридцать в холле гостиницы. Автобус будет нас ждать. Спокойной ночи, ребятки, отдыхайте.

- Спокойной ночи.

 

Аэропорт города Коцебу (Kotzebue), самая северная точка нашего путешествия, носит имя одного из пионеров авиации на Аляске Ральфа Вайена (Ralph Wien).

Двое братьев, Ральф и Ноэль, начали работать в первой на Аляске авиакомпании Alaska Aerial Transportation Company в 1925 году.

И Ноэль был первым пилотом, совершившим на Аляске коммерческий рейс. А в 1929 году Ноэль впервые в истории открыл воздушное сообщение между Соединенными Штатами и Азией. Этим он навеки вписал свое имя в историю развития коммерческой авиации Аляски.

А имя его брата Ральфа, безвременно умершего в 1930 году, увековечено в названии аэропорта.

 

Этот аэропорт примечателен и еще одним обстоятельством: его взлетно-посадочная полоса расположена на дамбе, насыпанной поперек лагуны. Думаю, что эта его характерная особенность и привлекла внимание нашей комиссии, когда она выбирала маршрут. Все аэродромы, расположенные на северном побережье Чукотки, от Уэлена до Певека, находятся в точно таких же условиях: близость моря, косы, лагуны, топкий грунт, низкие температуры и высокая влажность. Какой аэродром ни возьми - он почти точный брат-близнец аэропорта Ральфа Вайена. Очень важно было ознакомиться с опытом эксплуатации асфальтированных полос в таких условиях.

 

* * *

 

Еще затемно нас привезли на аэродром, и едва горизонт на юго-востоке засветился наступающим рассветом, мы уже стояли на старте полосы 010.

 

blogentry-2125-0-78962900-1387194065_thumb.jpg

 

Разбег, отрыв, и мы, убрав шасси и погасив посадочные фары, пошли в набор высоты.

 

blogentry-2125-0-66022300-1387194101_thumb.jpg

 

Приемник радиокомпаса еще на стоянке был настроен на маяк FORT DAVIS, и сейчас его стрелка, как борзая, почуявшая добычу, вытянулась в струнку, указывая строго вперед. Две минуты - и стрелка резво крутанулась на своей оси, указывая, что маяк прямо под нами. Я встал в левый вираж, выводя самолет на курс 010.

 

blogentry-2125-0-78764200-1387194151_thumb.jpg

Однако, выйдя из виража, я с огорчением убедился, что стрелка радиокомпаса смотрит не строго назад, а несколько влево. Ну конечно: над маяком мы начали разворот, а закончили-то его несколько восточнее.

И тут бы мне спокойно лечь на курс 0 и постепенно выйти на трассу. Но я решил сразу.

Продолжив разворачивать Дуглас влево, я косился на стрелку и ждал когда она вернется к вертикали, указывая, что мы вернулись на трассу. Однако, время шло, а стрелка продолжала показывать какие-то нелепые значения.

- Куда, куда?! - закричал Волков и, вцепившись в штурвал, заломил вправо.

Я бросил взгляд на гирокомпас. Он показывал уже 270 градусов.

- Ты что делаешь, - продолжал кричать Николаич. - Забыл, что тут шкала задатчиком устанавливается?

- Забыл, - сознался я. В отличие от привычных мне автоматических радиокомпасов, на этом DC-2 шкалы ГМК и АРК были независимыми, и согласование курса производилось вручную. Чувствуя, что краснею до корней волос, я быстро установил на задатчике курс 010, и стало понятно, что теперь мы прилично на запад от трассы.

- Давай без резких движений, - предложил Волков. - Возьми курс 020 и постепенно выходи на трассу. А то так и будем вилять тут, как зайцы... Эх, молодежь...

Мучительно переживая свой позор, я вывел самолет на курс 020 и продолжил набор высоты.

 

Дуглас пронзил нижний тонкий слой облачности и оказался внутри "бутерброда" из облаков. В правую форточку било уже поднявшееся над горизонтом солнце.

 

blogentry-2125-0-03595400-1387194177_thumb.jpg

Высота постепенно росла, и на 9к я начал постепенно выводить самолет в горизонт: нижняя кромка верхнего слоя была на 10к, незачем приближаться к ней вплотную. Пойдем на 9,5к.

Через некоторое время вышли на трассу, стрелка наконец легла обратным концом на риску "10" радиокомпаса, и мы какое-то время наслаждались спокойным полетом в морозном арктическом воздухе. В мою форточку, словно проверяющий, неотрывно смотрела почти полная луна. Смотри-смотри, не жалко. Видишь - все штатно у нас.

 

blogentry-2125-0-86216800-1387194226_thumb.jpg

 

Однако, вскоре верхний слой облачности начал растворяться, а нижний - наоборот вспухать, расти в высоту. И снова знакомая картина: сплошная стена облачности в вершинами, загораживающими горизонт. Делать нечего, опять придется карабкаться на 13к... Я установил режим набора высоты и, перетриммировав самолет, направил его вверх. Вовремя: к развившейся перед нами кучевке как раз успели набрать аккурат 13к.

Выше лезть не хотелось, и мы полетели вровень с вершинами облаков, которые время от времени щекотали брюшко нашему Дугласу.

 

blogentry-2125-0-90933500-1387194255_thumb.jpg

Посмотрел на часы: минут через 10 пора бы появиться побережью. Но, кажется, как обычно земли не будет видно...

Кинул взгляд на радиокомпас - его стрелка лежала плашмя, как дохлая рыба. Значит, мы уже вышли из зоны действия маяка FORT DAVIS. Пора перенастраивать приемник на HOTHAM (горячий хамоватый парень, как я его сразу же окрестил). Установив нужную частоту, продолжил удерживать самолет на прежнем курсе, время от времени зыркая наружу - нет ли разрывов. Но облачность была сплошной и плотной.

По времени мы как раз должны быть над побережьем, но его, как всегда, не видно, и нет возможности оценить путевую скорость. А неплохо бы ее знать: скоро начинать снижение, а когда - не знаем. Ладно, будем снижаться по штилевому расчету. Если чуть рано - дотянем на малой высоте. Если немного позже - ну, снизимся по "коробочке".

 

О, вот и радиокомпас заработал!

Его стрелка опять смотрела строго вперед. Только... почему-то на курсе 355... А, ну да, гироскоп уже успел уйти. Согласовываю гироскопический компас с магнитным, а радиокомпас - с гироскопическим, и все встает на свои места.

- Расчетное снижение через 5 минут,- сообщаю я Волкову. А сам пока настраиваюсь на радиочастоту PAOT и готовлюсь к снижению.

Наконец 5 минут истекают, тяну РУДы на себя и вижу... как стрелка радиокомпаса проворачивается сразу на пол-оборота.

- Эх! - вырывается у меня. - Опоздали со снижением. Маяк прямо под нами.

- Ничего страшного, - отвечает Волков. - Будем снижаться по коробочке. Поворот через каждые 3000 футов высоты. Ты только за вертикальной следи.

- Хорошо.

Зажигаю транспарант "Не курить, пристегнуть ремни" и опускаю нос самолета вниз. Верхний край облачности уже, оказывается, понизился до 10к, и разворот на downwind мы начинаем, постепенно погружаясь в клочья облаков.

 

blogentry-2125-0-20209600-1387195070_thumb.jpg

 

К концу разворота облака уже полностью поглощают нас, и Дуглас окунается в светящуюся фантастическим оранжевым цветом мглу. К третьему развороту мы выныриваем под нижнюю кромку, но земли все еще не видно.

 

blogentry-2125-0-04576500-1387195089_thumb.jpg

 

Не страшно, земля тут плоская, как стол, не врежемся. Однако, давление на высоте аэродрома все-таки установить надо. Какое там оно было? 3016? Кручу ручку, устанавливаю давление.

Заодно сразу устанавливаю задатчик курса на радиокомпасе на 270 градусов. Теперь осталось только дождаться когда стрелка ляжет на нужный азимут и выполнить четвертый поворот.

Пора!

Правый крен - и самолет выходит на посадочный курс. Эх, чуть не рассчитал: стрелка радиокомпаса показывает градусов на 10 левее. Ну, не страшно. Продолжая снижение, доворачиваю аж на 30 градусов влево, чтобы побыстрее оказаться в створе полосы. Вот уже появляются из тумана бледно-красные пятнышки посадочных огней, мы в створе, и скоро уже весь аэродром становится виден.

 

blogentry-2125-0-73169900-1387195512_thumb.jpg

 

Положение посадочное.

Да, мы чуть выше глиссады, но это мы еще сто раз исправим. Стаскиваю еще немного РУДы, пошли шасси, за ними закрылки...

А огни все горят и горят белым. Полоса приближается, двигатели уже на ХХ, а опускать нос нельзя: скорость на пределе ограничений по закрылкам. Вот черт летучий! Давай вниз, давай! Наконец дальние огни вспыхивают красным, мы на глиссаде.

 

blogentry-2125-0-24010600-1387195690_thumb.jpg

 

На выдерживании допускаю ошибку: немного не угадываю высоту. И Дуглас, вместо того, чтобы плавно коснуться полосы, грубо стукается об нее колесами. Ну, не то чтобы совсем уж грубо... Но тряхнуло ощутимо. И я, и Волков одновременно морщимся.

Ну да что теперь...

Катимся до конца полосы, заруливаем на стоянку, глушим движки. Приехали.

 

blogentry-2125-0-17155400-1387195847_thumb.jpg

 

МЕТАРы:

PAOM 160453Z 00000KT 10SM FEW032 SCT100 SCT150 SCT240 M12/M15 A3026

PAOT 160453Z 26006KT 10SM FEW046 M17/M21 A3016

 

Трек полета

Чтобы увидеть трехмерный трек, нажмите кнопку "Земля".

Сервис предоставлен клубом In-Sky.

  • Upvote 4


0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×