Jump to content
  • entries
    49
  • comments
    216
  • views
    70660

Анадырь - бухта Провидения. Пролог.

Miracle

1050 views

Однажды, в середине ноября 1952 года, меня остановил наш замкомэска, Игорь Николаевич Волков.

- Сергей Вадимович, ты по-английски шпрехаешь?

- Да, немного.

- А налет с левого сиденья перед вводом нужен?

- Конечно.

- Тогда решено. Принимай "лимузин", завтра вылетаем на Аляску. Я полечу справа, проверяющим.

- А-а... Э-э... Так ведь Остроухов должен был...

- Остроухов сидит в Уэлене, у них полетело магнето левого двигателя. А больше англоговорящих в отряде нет никого. Так что полетишь ты. Или ты против?

- Э-э-э... Да нет... Просто неожиданно как-то...

- На Севере вообще многое неожиданно... Особенно погода... М-да... В общем, принимай самолет, собирайся, повезем комиссию. Она уже прибыла в Анадырь пароходом, завтра с утра будет на Базе. Загружаемся, и в путь. По дороге, кстати, и магнето Остроухову в Уэлен закинем. Все ясно?

- Так точно, все ясно.

- Ну добро, иди тогда.

 

Лимузином в Управлении Чукотской авиагруппы прозвали старенький, купленный еще до войны, DC-2 с бортовым номером М25 и салоном класса "люкс". Кресла, обитые белой кожей, шторочки на окнах, мини-бар, отопление - все, что нужно для комфортного перемещения высокого начальства по воздуху.

Пользовались им нечасто, и самолет стоял в дальнем конце стоянки Анадырской авиабазы. Но сейчас он уже был облеплен техниками, которые, задрав капоты и открыв лючки, проводили тщательную инспекцию узлов и систем перед дальней дорогой.

Я подошел, поздоровался, поинтересовался готовностью самолета, получил расплывчатый ответ, постоял еще некоторое время, руки в карманах - поинспектировал инспектирующих, и отправился... нет, не готовить план полета, а в столовую, разумеется :)

Чего его готовить, этот план... Дорогу в Провидения знаем, а топливо - не перегруз, особенно здесь, на северах. Льем под пробки, и все дела...

 

На следующее утро, в восемь, на рассвете, мы уже сидели в ледяной кабине и щелкали тумблерами, готовясь к пробному запуску. Николаич, сидя на правом кресле, лениво жмурился на показавшееся из-за Анадыря солнышко и тихонько мурлыкал "Славное море, священный Байка-а-ал..."

На борт пришла Нина, бортпроводница, загремела посудой. Привезли продукты, загрузили на борт. Принесли магнето для Остроухова, положили в багажник. Техники, вывернув свечи, слили из нижних цилиндров скопившееся там за ночь масло и несколько раз вручную провернули винты. Все шло своим чередом.

 

- ...Славный корабль - омулёвая бочка-а-а...

Наконец, вдоволь нащелкавшись и проверив системы, Волков крикнул в форточку: "Запуск! От винтов!"

"Есть от винтов", - послышалось снизу.

Николаич проверил заслонку обогрева карбюратора, открыл краны, включил зажигание, перекинул наверх тумблеры топливных насосов и, убедившись, что давление топлива есть, на несколько секунд приподнял тумблер заливки левого двигателя и включил стартер. Винт лениво сделал несколько оборотов и встал.

- М-мать! - открыв фортку рявкнул наружу Волков. - Вы что, аккумуляторы на ночь не сняли?

- Не-е-ет... Вроде, вчера заряжены были...

- Вчера заряжены - сегодня разряжены! Бегом за тёплыми! Сейчас комиссия приедет, а у нас тут...

Техники метнулись к Базе, а Николаич только пробормотал "раздолбаи..."

 

Наконец аккумуляторы были заменены, и двигатели запустились моментально, как говорится, с пол-оборота. Николаич заметно повеселел.

Прогрели движки, погоняли, пощелкали магнето, протопили немного кокпит и салон, заглушились и стали ждать комиссию.

Наконец на серой шагрени лимана показался катер, направлявшийся явно в нашу сторону. Он причалил к мосткам рыбзавода, и на берег сошли восемь человек. Как вскоре выяснилось, один из них - сопровождающий.

- Ну что, Вадимыч, пошли гостей встречать, - и Волков, крякнув, встал и начал протискиваться между своим креслом и пьедесталом с рычагами.

Мы вышли из самолета и встали у трапа. Весь экипаж, все трое, включая бортпроводницу.

Комиссия приближалась. Впереди вышагивал пожилой человек лет 70-ти, в пальто и каракулевой шапке-пирожке. Остальные были одеты тоже не по-северному. "Не для наших широт одёжка", - мелькнуло в голове. - "Не дай бог вынужденная в тундре... Надо сказать ребятам, чтобы быстренько метнулись за бушлатами и унтами на склад".

Группа подошла и столпилась позади старичка в каракулевой шапке. Сразу стало ясно кто тут главный. Старичок добродушно разглядывал нас своими выцветшими, с красноватыми веками, но внимательными и хитрыми глазами.

- Валериан Валентинович Горский, - представился он.

Возникла секундная пауза, после которой я получил толчок в бок.

- Ну чего ты? - прошипел Николаич. - Кто у нас тут командир воздушного судна? Давай, привыкай...

Я подобрался, сделал шаг вперед и отрекомендовался: э... командир воздушного судна К....н Сергей Вадимович.

- Очень приятно, - словно не заметив заминки ответил Валериан Валентинович и протянул теплую узкую ладонь.

- Второй пилот Игорь Николаевич Волков, - скромно представился командир. - А это наша Нина.

Нина как всегда мило покраснела. Горский благосклонно улыбнулся ей, повернулся снова ко мне и спросил:

- Ну что, товарищи, церемонии окончены, можно подниматься на борт?

- Да, конечно, прошу вас, добро пожаловать, - смущенный доброжелательностью этого пожилого и явно влиятельного человека, я невольно перешел на какой-то высокопарный тон.

Валериан Валентинович кивнул и первым ступил на трап. За ним, попрощавшись с сопровождающим, поднялись остальные члены комиссии. Сопровождающий помахал рукой лицам в иллюминаторах и отошел в сторонку.

- Мужики, - обратился я к техникам, - Не в службу, а в дружбу: притащите со склада бушлаты и унты. Видали как товарищи комиссия одеты? А то, не дай бог, сядем где...

- Да там всего пяток и осталось на складе...

- Ну, сколько есть...

- А кто разрешил?

- Я разрешил, - вмешался Николаич. - Скажете, что Волков разрешил.

Техники поспешили к складу, а мы в кабину, по дороге шепнув Нине, чтобы проконтролировала доставку бушлатов и унт на борт.

  • Upvote 5


0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×