Jump to content
  • entries
    11
  • comments
    57
  • views
    35637

Азы профессии "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ БОРТОВЫХ ЭЛЕКТРОСИСТЕМ И ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ"

Артемий154М

2365 views

Всем доброго времени суток, друзья. Для тех, кто не знает, меня зовут Артемий, учусь я в МГТУ ГА на факультете "Авиационных Систем и Комплексов" по специальности "техническая эксплуатация бортового электрооборудования и пилотажно-навигационных комплексов". Те, кто учился (учится) эта специальность известна под аббревиатурой "АК". Более подробную информацию о моей учебе в этом университете можно почитать тут.

Итак, как видно из название сей топика, речь я буду вести о авиационном электрооборудовании, позже о навигационных комплексах и общих вопросах типа "почему самолет летает" и прочее. Ну что, позвольте приступить :)

 

Уже сравнительно давно в промышленности и в быту были приняты общие параметры электрического тока, от которого мы питаем сегодня наши домашние электрические приборы, компьютеры, заряжаем телефоны и прочее. Это промышленный ток, его напряжение равно 220 Вольт, частота 50 Герц - это стандартный переменный ток, который "течет" в наших розетках. Есть фаза и ноль, то есть если тупо в одну дырку розетки засунуть гвоздь и дотронуться до него, то ничего не будет, а если в две эти "дырки" засунуть и дотронуться до обоих этих гвоздей, то вряд ли тот, кто проделает это, будет посещать этот форум :) Ладно, злая шутка :)

В авиации несколько иные стандарты. Так как я проходил практику на авиационной технике отечественного производства, то речь буду вести и о ее стандартах в отличие от техники, производимой в Европе, США и других странах. Ток, который подается на борт воздушного судна и который вырабатывается генераторами - это трехфазный постоянный ток с частотой 400 Герц и рядом напряжений: 27, 36, 115 и 208 Вольт. Некоторые зададут вопрос: "Почему такая сравнительно большая частота?". Отвечу: если вдруг человека, который обслуживает наш условный самолет, ударит таким током, то благодаря такой высокой частоте его руку (или другую часть тела, которой наш условный инженер дотронулся) отбросило. Иными словами, если тебя ударит таким током, то товарищу, стоящему позади, придется покупать вторую вставную челюсть :) Благодаря такой частоте в большинстве подобных случаях благополучно удается избежать человеческих жертв. Как-то так. Но так же из всего этого может снова появиться вопрос: "А где же найти в самолете такой ток и такое место, где бы так им ударило?". Отвечаю: фюзеляж самолета сам по себе как ноль в розетке. Если дотронуться одной рукой в техническом отсеке до любой переборки, а другой до шины напряжения, то как раз и хорошенько стукнет (самого в техническом отсеке под кабиной в Ту-154М испытывал это явление на себе).

На земле, чтобы обеспечить функционирование бортового оборудования при наземных проверках перед и после вылета когда не работают двигатели и ВСУ (вспомогательная силовая установка), к самолету подключают наземные источники питания. Для этого используют ШРАП (штепсельный разъем аэродромного питания). По переменному току - ШРАП-400 (400 - это 400 Ампер, сила тока). Самолетное питание вырабатывается с помощью наземных агрегатов. Они преобразуют 380 Вольт, 50 Герц в 208 Вольт, 400 Герц.

 

Привод постоянных оборотов (ППО)

 

2N9w_0sSosE.jpg

 

1 - трубопровод

2 - турбинка

3 - зубчатая передача

4 - центробежный тахометр

5 - поршни

6 - подводной канал гидрожидкости

7 - сливные каналы (гидрожидкости)

8 - поршень

9 - заслонка

10 - грузики

 

Принцип работы ППО:

 

Генератор должен вращаться со скоростью 6000 об/мин. Он раскручивается потоком воздуха от двигателя воздушного судна, необходимо обеспечить постоянство этого потока, чтобы генератор вырабатывал 208 Вольт, 400 Герц (при номинальных оборотах генератора 6000 об/мин). При увеличении потока воздуха, вызванного изменением режима работы двигателя, увеличиваются обороты турбинки (2), она через зубчатую передачу (3) вращает центробежный тахометр (4), он настроен на определенную частоту вращения. При увеличении оборотов грузики (10) расходятся, шток перемещает поршни (5) вверх, открываются окошки слива и гидрожидкость под давлением через верхнее окошко давит на поршень (8) и уходит через нижнее окошко на слив. Поршень (8) перемещается вниз и перекрывает заслонку (9), количество воздуха уменьшается, турбинка (2) тормозится, обороты тахометра (4) уменьшаются, грузики (10) сходятся, поршни (5) смещаются вниз и перекрывают окошки, давление на поршень (8) уходит и он останавливается. Система находится в равновесии.

 

P.S. За схему сильно не пинайте, ибо не умею рисовать, тем более на ПК :)

 

В следующем топике расскажу о АЗС (автоматах защиты сети). Спасибо за внимание, с уважением, Артемий.



3 Comments


Recommended Comments

Трехфазный постоянный ток с частотой 400 герц это сильно... 

И да, генератор с частотой вращения 6000 оборотов в минуту ни в какой вселенной не выдаст ток с частотой 400 Герц. Частотный преобразователь нужен еще. 

  • Upvote 1

Share this comment


Link to comment

f (частота) = p (кол-во полюсов) * n(обороты) \ 60 = p * 100 => 400/100 = 4 пары полюсов и будет 400 ГЦ на выходе генератора. На самолете есть блок регулировки частоты, но она регулируется только кол-вом оборотов генератора.

Share this comment


Link to comment

Занятная конструкция. Просто вспоминая генераторы на электростанциях, там ротор турбоагрегата вращается с частотой 3000 оборотов, что соответствует 50 герцам

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×